Резервуары для топлива
Резервуары ГСМ предназначены для хранения горюче – смазочных материалов:
- на автозаправочных станциях;
- на нефтебазах;
- на промышленных предприятиях;
- на аэродромах.
В цистернах объёмом от 1 м3 до 200 м3 и больше размещаются: топливо для транспорта, смазочные материалы и специальные жидкости. Согласно требованиям стандарта ёмкости изготавливаются из углеродистой стали. Корпуса покрываются грунтовкой и специальной краской для защиты от коррозии.
Расположение цистерн
По типу исполнения топливные резервуары бывают горизонтального и вертикального расположения в пространстве. Для каждого типа предусмотрены требования соответствующего стандарта. Вертикальные цистерны выпускаются объёмом от 100 до 120000 м3. Стальные ёмкости используются для хранения нефти, топлива, минеральных удобрений, воды. Авиационный керосин закачивается и сберегается в резервуарах из нержавеющей стали.
Для технического оснащения автозаправочных станций используются горизонтальные резервуары АЗС с подземным расположением. Согласно требованиям стандарта ГОСТ 17032-2010 корпуса резервуаров изготавливаются с одинарными и двойными стенами. Расстояние между стенками составляет не менее 4 мм, пространство заполняется газообразным азотом.
Особенности резервуаров на АЗС
При расположении автозаправки в населённом пункте потребуется купить цистерны с двойными стенами. Таковы требования пожарной безопасности. За пределами городов заправки оснащаются ёмкостями с одинарными корпусами, цена на которые ниже.
Для хранения светлых нефтепродуктов различных марок: АИ-92, АИ-95, АИ-98,АИ-80, используются многокамерные резервуары с внутренними герметичными перегородками. Стенки между отсеками делаются двойными. Это предотвращает смешивание продукта при повреждении металла. Пространство между отсеками заполняется жидким азотом или этиленгликолем. Хранение в одной ёмкости сразу нескольких видов топлива экономит место на территории заправки или склада ГСМ.
Применение многосекционных резервуаров является основой для мобильных контейнерных автозаправочных станций.
Хранение дизельного топлива
Для хранения ДТ (дизельного топлива) используются цистерны как наземного, так и подземного размещения. Ёмкости устанавливаются на АЗС, строительных площадках, возле котельных, на автопредприятиях и в фермерских хозяйствах. Объём резервуара зависит от расхода горючего. В России автомобили с дизельными двигателями распространены намного меньше, чем с бензиновыми моторами. На 3 штуки раздаточных колонок с бензином приходится 1 колонка с соляркой. Вследствие этого автозаправки приобретают для такого топлива небольшие ёмкости. На основании изменения физических свойств от температуры окружающего воздуха дизельное топливо разделяется на 4 категории:
- летнее,
- зимнее,
- арктическое,
- межсезонное горючее.
В суровых климатических условиях для хранения используются утеплённые резервуары, которые производители утепляют минеральной ватой, полиуретановой пеной, фольгированным изолоном.
Отпуск топлива из резервуара
Для измерения объёма топлива, извлекаемого из ёмкости, служат раздаточные колонки различных модификаций. По принципу действия бывают всасывающие и напорные раздаточные колонки. В первом случае электронасос располагается в корпусе колонки. Расстояние до резервуара с топливом не должно превышать 45 метров. Для колонок напорного типа это расстояние составляет 150 метров, что повышает уровень безопасности АЗС.
В КАЗС топливная ёмкость вместе с раздаточной колонкой размещается в одном контейнере. Это обеспечивает мобильность установки.